пятница, 8 февраля 2013 г.

на даче рссказ чехова а.п.

Вишнёвый сад и наукоград

Впрочем, далеко не всем дачникам нравился древнерусский стиль. Некоторые хозяева копировали итальянские виллы, с огромными окнами, террасами и балконами, просторными залами. Архитекторы экспериментировали с японскими и китайскими мотивами. В 1910-х годах в моду вошло подражание классицизму. Много таких построек было возведено в Томилино и Перловке. Вокруг дачных посёлков образовывалась развитая инфраструктура – церкви, школы, почтовые отделения. Крупнейшим посёлком по праву считается Малаховка, в которой насчитывалось более 1000 дач. Здесь специально для дачников было проведено электричество, и даже был выстроен настоящий театр в монументальном стиле. Центральная улица посёлка не без претензии называлась Невским проспектом. Распространёнными развлечениями дачников были только что вошедшие в моду футбол, теннис и бадминтон. Не обходилось и без любимой игры русской элиты – крокета.

Терем Лыжина в Ивантеевке имел несимметричную внутреннюю и внешнюю планировку. Уникальное расположение каждого помещения, непредсказуемые переходы высот, винтовая лестница и неожиданно большой центральный зал – всё это имитировало боярские палаты. К сожалению, здание серь­ёзно пострадало во время пожара 2008 года. Зато другая кекушевская дача – А.И. Ермакова в соседней Мамонтовке – продолжает радовать глаз, отчасти напоминая своими формами почти полностью сгоревшую дачу в Ивантеевке.

Из-за многочисленных башенок оно сразу получило прозвище «теремок». Старорусские орнаменты на наличниках, изображения цветов, фруктов и диковинных птиц перекликаются с мотивами васнецовских картин. Одновременно, как бы соревнуясь, московский миллионер и заводчик Владимир Лыжин в 1905 г. также заказывает дачу в неорусском стиле. Её создает другой классик модерна – Лев Кекушев.

 Бум дореволюционного дач­ного строительства пришёлся в 1890–1900-е годы на эпоху модерна в архитектуре. Состоятельные люди могли позволить себе нанять первоклассных архитекторов и превратить свои летние резиденции в настоящие произведения искусства. Большинство из этих шедевров, к сожалению, утрачены. До наших дней дошли лишь единицы, как, например, деревянная дача С.Я. Левенсона в Чоботовском переулке, что в Ново-Переделкине. Здание построил в начале 1900-х годов великий Фёдор Шехтель.

Мода на дачи как места летнего отдыха рождается в крупных российских городах в середине XIX в. Ранее, начиная со времён Екатерины II, само это слово означало просто отмежёванный кусок земли в сельской местности. С годами патриархальная помещичье-крестьянская Россия уходила в прошлое, и всё возрастающую роль в общественной жизни стали играть образованные горожане. В качестве мест для своего летнего отдыха они выбирали ближайшие к городу деревни.

Вершины дачной архитектуры

Революция и новая идеология взорвали прежнюю дачную идиллию. В сталинскую эпоху этот райский уголок, где интеллектуалы общались с узким кругом себе подобных,  превращается в «золотую клетку». Дача становится символом официального признания, плодом сотрудничества писателей и учёных с властью, а для многих – знаком компромисса с собственной совестью. Поэт-эмигрант Георгий Адамович писал о причинах расставания с родиной: «возможность писать по-своему, думать и жить по-своему, пусть и без пайков, без разъездов по заграничным конгрессам и без дач в Переделкине, имела значение первичное». Дачный посёлок творческих работников становится привилегированным местом, и Булгаков в «Мастере и Маргарите» описывает завистливую перепалку литераторов по поводу того, что дачи в «Перелыгино» (трансформация Переделкина) получают лишь «генералы».

И не где-нибудь, а именно на даче происходит кульминация любовного конфликта князя Мышкина в романе Федора Достоевского «Идиот». В 1904 году Максим Горький даже сочинил пьесу под названием «Дачники». Кстати, весьма обличительную.

А.П. Чехов на даче в Мелихово. 1897 г.

Дачный образ жизни повлиял на русскую литературу не меньше, чем появление пароходов и железных дорог. В загородных имениях меценатов собирались литераторы, художники, антрепренёры, артисты, учёные, государственные мужи. Ночи проходили в диспутах и невинных дачных забавах. Именно там впервые, ещё до публикации, звучали гениальные стихи и рассказы, рождались научные проекты, в приватной атмосфере принимались важные политические решения. Образ дачи как уголка райской жизни преследует многих писателей и поэтов. На даче лучшие свои дни проводит Обломов Гончарова, в дачной обстановке регулярно собираются герои рассказов Чехова.

Песенка юнкеров из романа М. Булгакова «Белая гвардия» 

Съёмки у нас  уж давно начались… 

Здравствуйте, дачники, здравствуйте, дачницы!

Оранжерея литературных талантов

Дачный образ жизни повлиял на русскую литературу не меньше, чем появление пароходов и железных дорог. В загородных имениях меценатов собирались литераторы, художники, антрепренёры, артисты, учёные, государственные мужи. 

12, 2012 | Владимир Хутарев-Гарнишевский

Великие страницы дачной истории

Великие страницы дачной истории

Великие страницы дачной истории

Комментариев нет:

Отправить комментарий